Выпускные работы по Композиции станковой, 2019 год


        Итоговая аттестация в Тульской детской художественной школе им. В.Д. Поленова по учебному предмету «Композиция станковая» проходящая в 10-м семестре (5 кл., 2-е учебное полугодие) является составной и обязательной частью контрольных мероприятий по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись». Формой итоговой аттестации является экзамен –индивидуальный публичный просмотр (защита) итоговой выпускной экзаменационной работы (цикла, серии работ) и подготовительного материала к ней (форэскизы, эскизы, пояснительная записка по теме выполненной работы и т.д.) с устными пояснениями выпускника экзаменационной комиссии по избранной теме, целях и задачах выпускной работы, и решенных выпускником в ходе выполнения работы творческих и технических задачах. 

        Представленные в данной форме  творческие работы учащихся в основном представляли собой многофигурные композиции (3-4 фигуры): иллюстрации литературного произведения или эскизы станковой картины. Конкретная сюжетная тематика  творческой работы определялась экзаменуемыми самостоятельно и согласовывалась с руководителем экзаменационной работы Сюжетно- тематический материал, предложенный учащимися, был рассмотрен и утвержден педагогическим советом школы. 

        Публикуем выдержки из отчета председателя экзаменационной комиссии Цинман Жанны Германовны - члена СХ РФ, кандидата искусствоведения, преподавателя ТКИ им. А.С. Даргомыжского, доцента каф. ГСАиД ТулГУ, который полно профессионально иллюстрирует достижения и недостатки выпускников.

"Достоинства, выделенные нами при защите выпускных экзаменационных творческих работ:

– особое внимание уделено грамотному композиционному эскизированию, который начинается от поиска равновесия  и гармонизации цвето-тональных пятен, масс в листе,  разработки большого количества абстрактных клаузур, что позволяет грамотно организовать лист на выходе (Вермищян Анна «Восточные мотивы», рук. Баженова Т.Ю.; Ильина Ангелина «В музее самоваров», рук. Тараторкина Н.С.; );

-  грамотный сбор  аналогов и прочего вспомогательного материала к композиции, фотофиксация, этюды, наброски, разработка костюмов персонажей, деталей в композициях на историческую тему ( «Бородино» Елисеева Екатерина,  «Традиции тульских мастеров. Как зарождалось кузнечное ремесло в Туле», Токмакова Дарья,  рук. Тараторкина Н.С.; «Животные  - солдаты Великой Отечественной войны», Комарова Марина, рук. Исмаилова Л.С.)

- разработка образа героя ведется не только через мимику, но также через жест, поворот, силуэт, пятно, знак, окружение – в ряде случаев  это позволило избегнуть «литературности» в трактовке  композиции (Болотова Александра, графика по мотивам романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», рук. Баженова; Коржова Лилия  «По мотивам А.Н. Толстого «Хождение по мукам»», рук. Исмаилова Л.С.,  Тамбовцев Савва «Петербург в произведениях Достоевского», рук. Исмаилова Л.С., Баранова Анастасия «Письмо с фронта. К 75-летию Великой Победы»;  рук. Глущенков В.А.; Мельникова Маргарита «Студенты перед сессией», рук. Глущенков В.А., Половова Екатерина «Благоустройство», рук. Глущенков В.А.)

- разработка композиции ведется в нескольких техниках, что позволяет более грамотно выбрать цветовое решение на выходе и определить наиболее эффектные пластические мотивы (качественно выполненные  гризайлью подготовительные картоны   в экзаменационных материалах учащихся Ковалевой И.Г.)

- активная и грамотная работа со сложным цветом, как основным выразительным средством станковой живописной композиции, применение законов контраста, нюанса, разработка колорита, определяющего образную выразительность произведения в каждом конкретном случае (работы учащихся Загорудкиной Дарьи, Талько Юлии, Морозовой Марии,  выполненные  под руководством преподавателя Глущенкова В.А.; Коржовой Лилии, Дягтеревой Светланы, Тамбовцева Саввы, выполненные под руководством Исмаиловой Л.С.; работы Ильиной Ангелины, Калинкиной Анастасии, Корабельщиковой Екатерины, выполненные под руководством Тараторкиной Н.С.; Сапожкова Ивана, выполненная под руководством Ковалевой И.Г., Вермищян Анны, выполненная под руководством Баженовой Т.Ю.)

- активное использование декоративных возможностей линии, пятна,  фактуры, графических возможностей орнамента, стилизация формы для создания необходимого художественного образа (работы Шабро Дарья, Огневой Анастасии, Гришиной Яны, выполненные под руководством Ковалевой И.Г.,  Комаровой Марины/руководитель Исмаилова Л.С.,  Михайловой Ангелины/рук. Глущенков В.А.)

- вдумчивое и в ряде случаев оригинальное прочтение сложных литературных произведений, по мотивам которых создавались экзаменационные работы; интересное устное выступление защищающихся;  пояснительная записка, выполненная на высоком уровне (работы учащихся Исмаиловой Л.С.).

Недостатки, выделенные нами при защите выпускных экзаменационных творческих работ:

-  при разработке композиции, учащиеся редко используют нестандартный формат картины, который  в ряде случаев, является одним из основных организующих моментов художественно-образного впечатления от произведения;

- при выходе с эскизного варианта на формат учащиеся в большинстве случаев начинают компоновать работу заново, не используя утвержденный вариант, не умеют пользоваться масштабной сеткой для простого увеличения утвержденного эскиза до необходимого формата.

- нацеленность программы художественной школы на вступительные экзамены в СУЗы и ВУЗы, предполагает в основном рисование натюрмортов в живописи и графике, поэтому человека большинство учащихся изображают схематично, условно, анатомически безграмотно, а порой даже карикатурно, что в ряде случаев снижает  впечатление даже от грамотно организованной  с точки зрения композиции выпускной работы, которая по стандартам ФГТ предполагается как фигуративная композиция (3-4 человеческие фигуры);

- «литературность», «иллюстративность»  большинства работ на выходе (попытка решить образы героя через эмоциональность и мимику,  перенасыщенность композиции выразительными деталями, «рассказывающими» о действии) не является вопиющим недостатком для художественной школы, но тем не менее этого момента  следует по возможности избегать;

 - в ряде случаев наблюдалось злоупотребеление яркими цветовыми сочетаниями, открытыми цветами, «взятыми из банки», в том числе безжизненным фиолетовым с целью создания более эффектной работы по мнению учащегося;

- перенасыщенность листа декором, фактурами, набрызгами краски снижала эстетические качества ряда работ;

- в ряде случаев учащиеся выбирали для изображения сложные философские, почти метафизические мотивы, но недостаток жизненного опыта, насмотренность на китчевые образцы подобных творений в интернете,  незнание  сложных предпосылок сюрреализма, «магического» реализма усугубляло «литературность», «безжизненность» и пошлость подобных трактовок."

Репродукционная фотосъемка Владимира Сорокина.